Сегодня мы поговорим о ценных смыслах сказки «Репка». У кого-то из вас может возникнуть скепсис. Чем же она важна? Сейчас не только дети, а и многие взрослые репку в глаза не видели. И тем не менее, именно эту сказку одну из первых родители начинают рассказывать своим деткам. Чем же эта сказка будет важна для развития ребенка? Какие глубинные смыслы, важные в первую очередь для взрослых, в ней содержаться?
Прежде чем перейти к пониманию этой сказки с точки зрения психоанализа, совершим небольшой экскурс в историю. Дело в том, что корни этой сказки уходят в далекое прошлое. В те времена, когда ресурсы пищи были ограничены, сказки, где фигурирует еда и описываются приемы земледелия, имели особое значение, так как они связаны с выживаемостью человечества. То есть сказки, в которых заложен пищевой код, несут в себе важный смысл для развития каждого ребенка и выполняют функцию передачи ему ценных знаний на сознательном и подсознательном уровне. И нужны для человечества в целом. Ведь когда не было письменности, современных технологий, институций для образования, сказки становились одним из важнейших инструментов для передачи в метафорическом виде знаний и мудрости, накопленной в веках эволюции, важной для последующих поколений.
Глубинный смысл сказки "Репка"
В чем же польза этой сказки? Какие явные смыслы в ней содержатся? Какие глубинные психологические аспекты в ней есть? Давайте размышлять.
Конечно, вы скажете, что эта сказка воспитывает трудолюбие, дружелюбие, учит откликаться на просьбу о помощи, работать сообща и добиваться успеха, уважительно относиться даже к самому крохотному существу на свете, понимать ценность каждой жизни. Сказка «Репка» учит не опускать руки при возникновении проблем, а смело и дружно бороться с трудностями.
Но эти понятия, основанные на нравственных ценностях, будут доступны ребенку только с 4-5 лет!
А ведь мы знаем, что эту сказку начинают рассказывать малышу, когда ему еще нет и года. И в этом возрасте для ребенка навряд ли будут важны задачи совместного дружного труда. Перед ребенком стоят совсем другие задачи.
Первый год жизни - важный период для психического развития ребенка через формирование эмоциональной близости с мамой (или с человеком, который за ребенком ухаживает). Протекание этого периода влияет на возможность устанавливать эмоционально близкие отношения в будущем, на формирование базового доверия к миру. Задача ребенка первого года – психологическое рождение, формирование психики через эмоциональную близость с мамой и постепенное психологическое отделение (сепарация) от мамы.
После рождения и перерезания пуповины, ребенок физически отделяется. Но до психологического рождения человеческой личности еще ой как далеко. И первые 6-9 месяцев ребенок и мама – психологически слитны. Мама переживается ребеночком как единый с ним мир, его вселенная, дарующая любовь и заботу, вкусное молоко и ласку. Это период особой эмоциональной близости (симбиоза). Но если до года малыш наполняется вниманием и любовью мамы, и психическое развитие протекает благополучно, то его психика становится более зрелая. Он начинает чувствовать себя уже не в слиянии с мамой, а все более отдельно. Начинается важный период по отделению от материнского объекта. Конечно, мама еще очень нужна! Но если развитие малыша протекает благоприятно, то в нем все больше будут активизироваться силы, побуждающие к психологическому отделению (сепарации). А это, как вы понимаете, необходимое условие дальнейшего развития ребенка и формирование его самостоятельности.
И еще задача этого периода - справиться с кризисом первого года, который может порождать сильнейший внутренний конфликт. В это период ребенка разрывают на части противоречивые настроения и потребности: его манит и зовет для дальнейшего освоения окружающий мир, и в то же время страшно покинуть маму! Ребенок, отдаляясь от нее, может бояться ее потерять и остаться один. Поэтому ребенок в этот период может то спокойно играть недалеко от мамы, то снова проситься к ней на ручки и требовать ее нераздельного внимания. Это нормальное поведение в этот период. И в то же время с каждым днем, с каждым месяцем, если психическое развитие ребенка идет благополучно, он будет стремиться к обретению все большей отдельности, самостоятельности.
Стоимость консультации психолога от 55 руб.
Мы установили минимально возможные цены на сессии, чтобы терапия была доступна каждому
Как в решении этих важных задач первого года жизни ребенка может помочь эта сказка? Каким образом она отражает данные аспекты? И как донести до ребенка психологические послания данной сказки? Ведь естественно, что никакие педагогические разборы и логические пояснения ребенку в годовалом возрасте не понятны, да и не нужны.
Но ведь ребенок этого возраста безошибочно считывает мамино состояние и настроение. То есть, важно, чтобы мама понимала, что творится с ее малышом (его чувства, внутренние конфликты и психологические особенности). И понимая смысл сказки, в состоянии сонастроенности на своего ребенка, рассказывала ему эту сказку. Это и будет трансляция ребенку через интонации, мимику, жесты, внутреннее настроение: «Мама понимает, что с тобой происходит. Мама поможет тебе справится с твоими страхами, переживаниями, конфликтами и стать самостоятельным человеком».
Репка - это и есть ребенок
Так какие же смыслы должна понимать сама мама? О чем говориться в сказке с точки зрения глубинных психологических смыслов?
Репка растет в матушке-земле, куда посадил семечко дед. Что это, как не метафорическое описание ребеночка первого года? Его физиологическая выживаемость и психологическое развитие становится возможным только при условии слияния с любящей мамой, как у репки с землей-матушкой. Ребенок, воспринимает свою маму как весь мир. Ведь репка большей частью погружена в глубины земли, которая является для нее источником жизненной силы, воды и питательных элементов. Репка сидит в земле, связанна с ней всеми своими корешками и зависимая от нее. Как и ребенок, развивающийся сначала в утробе матери, и даже после рождения связанный с ней незримыми душевными связями.
Образ отца в сказке
Но заметьте, даже в этой самой ранней детской сказке, где подчеркивается важность для ребенка в первый год жизни симбиоза с мамой, образ мужской фигуры, образ отца присутствует с первых строк.
В психоаналитическом подходе есть понимание, что для благополучного развития ребенка, в том числе и на ранних стадиях, образ отца должна быть в душе, в психическом пространстве у матери. Даже если по каким-то причинам мама рожает и воспитывает ребенка одна, или отец часто отсутствует, в отъездах, командировках. То есть обозначается важность и отцовской, и материнской роли для ребенка.
Народная мудрость, проверенная веками, метафорически зашифрованная в сказке «Репка», тоже об этом говорит. Ведь дед посадил репку (мужчина участвует в зачатии ребенка). Дед начал первый вытаскивать репку, когда она выросла большая-пребольшая. То есть подчеркивается значимость появления отцовской фигуры на определенной стадии созревания ребенка, когда малыш насытился симбиозом с мамой (матушкой-землей) и психологически созрел. И именно отцовская фигура зачастую становится тем объектом, на которого готово переключиться внимание малыша. Вспомните, как бурно радуется ребенок 1-1,5 лет, когда видит после разлуки папу, пришедшего с работы.
Как дед тянет репку, так и папа вырывает малыша из привычного слияния с мамой. Это происходит, когда папа переключает внимание ребенка на себя, или когда мама переключает свое внимание с ребенка на отца. Это важная трансляция малышу, что мама не всегда принадлежит только ему. Мама – не часть ребенка. Происходит понимание, что «я отдельно, и мама тоже отдельно», и есть еще папа, он тоже отдельная фигура. Это способствует психологическому отделению малыша . Постепенно в психике ребенка появляется представление об отдельности объектов и границах между ними. А это один из важнейших аспектов для достижения психической зрелости (Более подробно об остальных аспектах в статье «Три важных осознания на пути к достижению психической зрелости»).
Описание процесса отделения и возникающих конфликтов
Процесс психологического отделения (сепарации) может порождать у ребенка внутренний конфликт. С одной стороны, горечь и разочарование от того, что он не центр вселенной, не может контролировать все вокруг, а это страшно. Тогда появляется желание защититься от переживания своей уязвимости. И вернуться в прежнюю позицию слияния с мамой (остаться в земле-матушке) для обретения былого инфантильного «всемогущества», когда мама как бы принадлежала только ему. С другой стороны, появляется радость от познания окружающего мира, от новых объектов, новых сил, зовущих его к психологическому отделению и обретению самостоятельности.
Этот психологический конфликт ребенка и отражен в сказке. Есть силы, которые удерживают ребенка в слиянии с мамой (репка не сразу поддается усилиям по извлечению из земли-матушки). Но постепенно сил, побуждающих появиться на белый свет, становится все больше и больше (и дедка, и бабка , и внучка, и жучка, и кошка, и мышка). Силы, призывающие к выходу из привычного пассивного состояния, все более зовут к активной деятельности, к отдельности.
Таким образом, для ребенка (а вначале для самой мамы) проговаривается весь путь психологического созревания и рождения, трудности и конфликты на этом пути, движущие силы, побуждающие к отдельности.
И мама, рассказывая эту сказку своему малышу, может через свое эмоциональное состояние, сделать для ребенка очень важное послание: «Тебе хорошо и приятно быть в слиянии со мной. Но посмотри, какой яркий и интересный мир тебя ждет!» Мама как бы благословляет своего малыша на обретение самостоятельности. И помогает справиться с конфликтами и тревогами этого периода. Мама как бы собирает их в свою душу, в свой «внутренний контейнер», и возвращает ребенку переживания в удобоваримом варианте с месседжем «Не бойся, все будет хорошо, ты справишься, ты молодец», своим настроением , интонациями , спокойствием и радостью транслируя это.
Маме нужно справиться и со своими противоречиями и сменой ролей на этом этапе развития ребенка. В этой сказке показаны две женских ипостаси, два женских образа с разными психологическими функциями. Земля-матушка, так необходимая ребенку до года для реализации симбиоза. И «бабка» из сказки в человеческом образе, образ уже отдельной женщины для ребенка после года. Мамочке самой важно пройти этот «рубикон» и психологическое перерождение-трансформацию. Застревание в образе «земли-матушки» чревато последствиями и для самой женщины, и для ребенка.
Иногда мамочки и сами наслаждаются этим благостным состоянием слияния, которое, безусловно, необходимо. Но до той степени, пока это удовлетворяет потребности ребенка и соответствует его развитийным задачам.
Некоторые мамы искусственно продлевают период слияния. Это может отвечать каких-то их потребностям, но мешает ребенку дальше развиваться. Например, некоторые мамочки с рождением ребенка «выселяют» из супружеской постели мужа, кладут ребенка с собой. При этом, на сознательном уровне объясняют это своей любовью и удобством для ночного кормления грудью по первому требованию малыша, то есть для блага ребенка. Возможно, для кого-то это является удобной стратегией в первые дни и месяцы после рождения ребенка, когда мама только привыкает к своей новой роли, сильно устает. И муж может сначала не возражать, даже сам уходит в другую комнату на ночь, желая выспаться перед работой.
Однако некоторые родители сознательно или бессознательно длят ситуацию «мама с ребенком в супружеской кровати, отец в другой комнате», и мама может кормить ребенка грудью до 2 -3 лет, а то и дольше. Вроде всех все устраивает, и мама горда, что она для ребенка так хорошо делает. (Более подробно о психологических аспектах грудного вскармливания в моей статье «Кормление грудью. Наполняя любовью или формируя зависимость?»)
Казалось бы, что может быть страшного в затянувшейся идиллии слияния с мамой? Говоря языком сказки, репка застрянет в земле, окажется съеденной землей-матушкой. Хотя репка уже созрела для того, чтобы быть вытащенной на свет. Если продолжить фантазию дальше, что произойдет с репкой, если ее вовремя не вытащить? Она навсегда останется в земле и … сгниет, земля-матушка поглотит репку. Психологически это равноценно паразитированию мамы на жизни своего ребенка, пожиранию его энергии, бессознательное злоупотребление своим ребенком.
Если мама искусственно длит и поощряет слияние, малыш не может своевременно психологически отделится. Это приводит к застреванию ребенка на более ранней фазе развития, к сложностям в обретении своей отдельности и построении своей жизни. Могут быть трудности в построении личных отношений, нарушение развития психосексуальности, проблемы при создании семьи.
Может быть, вам известны примеры из жизни, когда великовозрастные дети 30-40-50 лет продолжают жить с матерями, в незрелом состоянии, не пройдя психологического отделения. Такие люди могут быть склонны к перееданию или алкоголизму (как младенец в оральной стадии, удовлетворяющий свои потребности через рот), ожидают от других людей к себе материнского отношения, постоянной поддержки и одобрения. Происходит фиксация на оральной стадии развития. Репка застряла в земле.
Это может произойти и когда ребенок недополучил в раннем возрасте любви и внимания. Но и в случае чрезмерной гиперопеки или затягивния периода слияния последствия могут быть печальны.
Таким образом, огромен вклад матери в то, чтобы самой справиться с конфликтами перехода от симбиоза к сепарации, и способствовать мягкому отделению своего малыша. Мудрая и внимательная мама, как матушка –земля, вскармливая своими соками и любовью, и откликаясь на потребности ребенка в развитии, способна почувствовать наиболее благоприятное время для психологического отделения и поможет в этом своему ребенку. Не спроста говорится: «Каждому овощу – свое время!».
Понятно, что процесс отделения - это процесс не одного дня или месяца. В течение всей жизни, с каждым возрастным периодом и кризисом постепенно происходит все большее обретение самостоятельности.
А о чем же конец сказки, если репка символизирует ребенка? Кому-то может показаться, что конец сказки звучит угрожающе для ребенка. Ведь репку вытащили для того, чтобы ее съесть.
Но можно подумать о символическом послании, которое там содержится. Ребенок перестает быть «овощем», находящимся в слиянии с мамой, готов перейти на следующую стадию более самостоятельного развития. А весь предыдущий очень важный опыт младенчества, приобретенный в слиянии с мамой, должен быть проглочен и усвоен, чтобы дать энергию для дальнейшего развития.
Съеденная репка – это переработанный опыт младенчества, который позволяет двигаться дальше.
Так что своеобразное послание этой сказки:
«Не будь овощем! Не застревай в развитии! Двигайся по жизни!»
Автор статьи: психолог Вера Лобейко