planes

Почему «Репка» - это сказка для взрослых. Смыслы сказки с точки зрения психоанализа

Вернутся назад
article image

Сегодня мы поговорим  о ценных смыслах сказки «Репка». У кого-то из вас может возникнуть скепсис. Чем же она важна? Сейчас не только дети, а и многие взрослые репку в глаза не видели. И тем не менее, именно эту сказку одну из первых родители начинают рассказывать своим деткам. Чем же эта сказка будет важна для развития ребенка? Какие глубинные смыслы, важные в первую очередь для взрослых, в ней содержаться?


Прежде чем перейти к пониманию этой сказки с точки зрения психоанализа, совершим небольшой экскурс в историю. Дело в том, что корни этой сказки уходят в далекое прошлое. В те времена, когда ресурсы пищи были ограничены, сказки, где фигурирует еда и описываются приемы земледелия, имели особое значение, так как они связаны с выживаемостью человечества. То есть сказки, в которых заложен пищевой код, несут в себе важный смысл для развития каждого ребенка и выполняют функцию передачи ему ценных знаний на сознательном и подсознательном уровне. И нужны для человечества в целом. Ведь когда не было письменности, современных технологий, институций для образования, сказки становились одним из важнейших инструментов для передачи в метафорическом виде знаний и мудрости, накопленной в веках эволюции, важной для последующих поколений.


Глубинный смысл сказки "Репка"


В чем же польза этой сказки? Какие явные смыслы в ней содержатся? Какие глубинные психологические аспекты в ней есть? Давайте размышлять.


Конечно, вы скажете, что эта сказка воспитывает трудолюбие, дружелюбие,  учит откликаться на просьбу о помощи, работать сообща и добиваться успеха, уважительно относиться даже к самому крохотному существу на свете, понимать ценность каждой жизни. Сказка «Репка» учит  не опускать руки при возникновении проблем, а смело и дружно бороться с трудностями.


Но эти понятия, основанные на нравственных ценностях, будут доступны ребенку только с 4-5 лет!


А ведь мы знаем, что эту сказку начинают рассказывать малышу, когда ему еще нет и года. И в этом возрасте для ребенка навряд ли будут важны задачи совместного дружного труда. Перед ребенком стоят совсем другие задачи.


Первый год жизни - важный период для психического развития ребенка через формирование эмоциональной близости с мамой (или с человеком, который за ребенком ухаживает). Протекание этого периода влияет на возможность устанавливать эмоционально близкие отношения в будущем,  на формирование базового доверия к миру. Задача ребенка первого года – психологическое рождение, формирование психики через эмоциональную близость с мамой и постепенное  психологическое отделение (сепарация) от мамы.


После рождения и перерезания пуповины, ребенок физически отделяется.  Но до психологического  рождения человеческой личности еще ой как далеко. И первые 6-9 месяцев ребенок и мама – психологически слитны. Мама переживается ребеночком как единый с ним мир, его вселенная, дарующая любовь и заботу, вкусное молоко и ласку. Это период особой эмоциональной близости (симбиоза). Но если до года малыш наполняется вниманием и любовью мамы, и психическое развитие протекает благополучно, то его психика становится более зрелая. Он начинает чувствовать себя уже не в слиянии с мамой, а все более отдельно. Начинается важный период по отделению от материнского объекта. Конечно, мама еще очень нужна! Но если развитие малыша протекает благоприятно, то в нем все больше будут активизироваться силы, побуждающие к психологическому отделению (сепарации). А это, как вы понимаете, необходимое условие дальнейшего развития ребенка и формирование его самостоятельности.


И еще задача этого периода - справиться с кризисом первого года, который может порождать сильнейший внутренний конфликт. В это период ребенка разрывают на части противоречивые настроения и потребности: его манит и зовет для дальнейшего освоения окружающий мир, и в то же время  страшно покинуть маму! Ребенок, отдаляясь от нее, может бояться ее потерять и остаться один. Поэтому ребенок в этот период может то спокойно играть недалеко от мамы, то снова проситься к ней на ручки и требовать ее нераздельного внимания. Это нормальное поведение в этот период. И в то же время с каждым днем, с каждым месяцем, если психическое развитие ребенка идет благополучно, он будет стремиться к обретению все большей отдельности, самостоятельности.


Как в решении этих важных задач первого года жизни ребенка может помочь эта сказка? Каким образом она отражает данные аспекты? И как донести до ребенка психологические послания данной сказки? Ведь естественно, что никакие педагогические разборы и логические пояснения ребенку в годовалом возрасте не понятны, да и не нужны.


Но ведь ребенок этого возраста безошибочно считывает мамино состояние и настроение. То есть, важно, чтобы мама понимала, что творится с ее малышом (его чувства, внутренние конфликты и психологические особенности). И понимая смысл сказки, в состоянии сонастроенности на своего ребенка, рассказывала ему эту сказку.  Это и будет трансляция ребенку через интонации, мимику, жесты, внутреннее настроение: «Мама понимает, что с тобой происходит. Мама поможет тебе справится с твоими страхами, переживаниями, конфликтами и стать самостоятельным человеком».


Репка - это и есть ребенок


Так какие же смыслы должна понимать сама мама? О чем говориться в сказке с точки зрения глубинных психологических смыслов?


Репка растет в матушке-земле, куда посадил семечко дед. Что это, как не метафорическое описание  ребеночка первого года? Его физиологическая выживаемость и психологическое развитие  становится возможным только при условии  слияния с любящей мамой, как у репки с землей-матушкой.  Ребенок, воспринимает свою маму как весь мир. Ведь репка большей частью погружена в глубины земли, которая является для нее источником жизненной силы, воды и питательных элементов. Репка сидит в земле, связанна с ней всеми своими корешками и зависимая от нее. Как и ребенок, развивающийся сначала в утробе матери, и даже после рождения связанный с ней незримыми душевными связями.


zavisimost-malysha-ot-mamy.jpg


Образ отца в сказке


Но заметьте, даже в этой самой ранней детской сказке, где подчеркивается важность для ребенка в первый год жизни  симбиоза с мамой, образ мужской фигуры, образ отца присутствует с первых строк.


В психоаналитическом подходе есть понимание, что для благополучного развития ребенка, в том числе  и на ранних стадиях, образ отца должна быть в душе, в психическом пространстве у матери. Даже если по каким-то причинам мама рожает и воспитывает ребенка одна, или отец часто отсутствует, в отъездах, командировках. То есть обозначается важность и отцовской, и материнской роли для ребенка.


Народная мудрость, проверенная веками, метафорически зашифрованная в сказке «Репка», тоже об этом говорит. Ведь дед посадил репку (мужчина участвует в зачатии ребенка). Дед начал первый вытаскивать репку, когда она выросла большая-пребольшая. То есть подчеркивается значимость появления отцовской фигуры на определенной стадии созревания ребенка, когда малыш насытился симбиозом с мамой (матушкой-землей) и психологически созрел.  И именно отцовская фигура зачастую становится тем объектом, на которого готово переключиться внимание малыша. Вспомните, как бурно радуется ребенок 1-1,5 лет, когда видит после разлуки папу, пришедшего с работы.


Как дед тянет репку, так и папа  вырывает малыша из привычного слияния с мамой. Это происходит, когда папа  переключает внимание ребенка на себя, или когда мама переключает свое внимание с ребенка на отца. Это важная  трансляция малышу, что мама не всегда принадлежит только ему.  Мама – не часть ребенка. Происходит понимание, что «я отдельно, и мама тоже отдельно», и есть еще папа, он тоже отдельная  фигура. Это  способствует психологическому отделению малыша . Постепенно в психике ребенка появляется представление об отдельности объектов и границах между ними. А это один из важнейших аспектов для достижения психической зрелости (Более подробно об остальных аспектах в статье «Три важных осознания на пути к достижению психической зрелости»).


Описание процесса отделения и возникающих конфликтов


Процесс психологического отделения (сепарации) может порождать у ребенка внутренний конфликт. С одной стороны, горечь и разочарование от того, что он не центр вселенной, не может  контролировать все вокруг, а это страшно. Тогда появляется желание защититься от переживания своей уязвимости.  И вернуться в прежнюю  позицию слияния с мамой (остаться в земле-матушке) для обретения былого инфантильного «всемогущества», когда мама как бы принадлежала только ему. С другой стороны, появляется  радость от познания окружающего мира, от новых объектов, новых сил, зовущих его к психологическому отделению и обретению самостоятельности.


Этот психологический конфликт ребенка и отражен в сказке. Есть силы, которые удерживают ребенка в слиянии с мамой (репка не сразу поддается усилиям по извлечению из земли-матушки). Но постепенно сил, побуждающих  появиться на белый свет, становится все больше и больше (и дедка, и бабка , и внучка, и жучка, и кошка, и мышка). Силы, призывающие к выходу из привычного пассивного состояния, все более зовут к активной деятельности, к отдельности.


Таким образом, для ребенка (а вначале для самой мамы) проговаривается весь путь психологического созревания и рождения, трудности и конфликты на этом пути, движущие силы, побуждающие к отдельности.


И мама, рассказывая эту сказку своему малышу, может через свое эмоциональное состояние, сделать для ребенка очень важное послание: «Тебе хорошо и приятно быть в слиянии со мной. Но посмотри, какой яркий и интересный мир тебя ждет!» Мама как бы благословляет своего малыша на обретение самостоятельности. И помогает справиться с конфликтами и тревогами этого периода. Мама как бы собирает их в свою душу, в свой «внутренний контейнер», и возвращает ребенку переживания в удобоваримом варианте с месседжем «Не бойся, все будет хорошо, ты справишься, ты молодец»,  своим настроением , интонациями , спокойствием и радостью транслируя это.


mama-rasskazyvaet-skazku-dochke.jpg


Маме нужно справиться и со своими противоречиями и сменой ролей на этом этапе развития ребенка. В этой сказке показаны две женских ипостаси, два женских образа с разными психологическими функциями. Земля-матушка, так необходимая ребенку до года для реализации симбиоза. И «бабка» из сказки в человеческом образе, образ уже отдельной  женщины для ребенка после года. Мамочке самой важно пройти этот «рубикон» и психологическое перерождение-трансформацию. Застревание в образе «земли-матушки» чревато последствиями и для самой женщины, и для ребенка.


Иногда мамочки и сами наслаждаются этим благостным состоянием слияния, которое, безусловно, необходимо. Но до той степени, пока это удовлетворяет потребности ребенка и соответствует его развитийным задачам.


Некоторые мамы искусственно продлевают период слияния.  Это может отвечать каких-то их потребностям, но мешает ребенку дальше развиваться. Например, некоторые мамочки с рождением ребенка «выселяют» из супружеской постели мужа, кладут ребенка с собой. При этом, на сознательном уровне объясняют это своей любовью и удобством для ночного кормления грудью по первому требованию малыша, то есть для блага ребенка.  Возможно, для кого-то это является удобной стратегией в первые дни и месяцы после рождения ребенка, когда мама только привыкает к своей новой роли,  сильно устает. И муж может сначала не возражать, даже сам уходит в другую комнату на ночь, желая выспаться перед работой.


Однако некоторые родители сознательно или бессознательно длят ситуацию «мама с ребенком в супружеской кровати, отец в другой комнате», и мама может кормить ребенка грудью до 2 -3 лет, а то и дольше. Вроде всех все устраивает, и мама горда, что она для ребенка так хорошо делает. (Более подробно о психологических аспектах грудного вскармливания в моей статье «Кормление грудью. Наполняя любовью или формируя зависимость?»)


Казалось бы, что может быть страшного в затянувшейся идиллии слияния с мамой? Говоря языком сказки, репка  застрянет в земле, окажется  съеденной землей-матушкой. Хотя репка уже созрела для того, чтобы быть вытащенной на свет. Если продолжить фантазию дальше, что произойдет с репкой, если ее вовремя не вытащить? Она навсегда останется в земле и … сгниет, земля-матушка поглотит репку. Психологически это равноценно паразитированию мамы на жизни своего ребенка, пожиранию его энергии, бессознательное злоупотребление своим ребенком.


Если мама искусственно длит и поощряет слияние, малыш  не может своевременно психологически отделится. Это приводит к застреванию ребенка на более ранней фазе развития, к сложностям в  обретении своей отдельности и построении своей жизни. Могут быть трудности в построении личных отношений, нарушение развития психосексуальности, проблемы при создании семьи.


Может быть, вам известны примеры из жизни, когда великовозрастные дети 30-40-50 лет продолжают жить с матерями, в незрелом состоянии, не пройдя психологического отделения. Такие  люди могут быть склонны к перееданию или алкоголизму (как младенец в оральной стадии,  удовлетворяющий свои потребности через рот), ожидают от других людей к себе материнского отношения,  постоянной поддержки и одобрения.  Происходит фиксация  на оральной стадии развития. Репка застряла в земле.


Это может произойти и когда ребенок недополучил в раннем возрасте любви и внимания. Но и в  случае чрезмерной гиперопеки или затягивния периода слияния последствия могут быть печальны.


Таким образом, огромен вклад матери в то, чтобы самой справиться с конфликтами перехода от симбиоза к сепарации, и способствовать мягкому отделению  своего малыша. Мудрая и внимательная мама, как матушка –земля,  вскармливая своими соками и любовью, и откликаясь на потребности ребенка в развитии,  способна почувствовать наиболее благоприятное время для психологического отделения и поможет в этом своему ребенку. Не спроста говорится: «Каждому овощу – свое время!».


Понятно, что процесс отделения - это процесс не одного дня или месяца. В течение всей жизни, с каждым возрастным периодом и кризисом постепенно происходит все большее обретение самостоятельности.


А о чем же конец сказки, если репка символизирует ребенка? Кому-то может показаться, что конец сказки звучит угрожающе для ребенка. Ведь репку вытащили для того, чтобы ее съесть.


Но можно подумать о символическом послании, которое там содержится. Ребенок перестает быть «овощем», находящимся в слиянии с мамой, готов перейти на следующую стадию более самостоятельного развития. А весь предыдущий очень важный опыт младенчества, приобретенный в слиянии с мамой, должен быть проглочен и усвоен, чтобы дать энергию для дальнейшего развития.


Съеденная репка – это переработанный опыт младенчества, который позволяет двигаться дальше.


Так что своеобразное послание этой сказки:


«Не будь овощем! Не застревай в развитии! Двигайся по жизни!»


Автор статьи: психолог Вера Лобейко


Похожие статьи

Паническая атака: симптомы, признаки, как избавиться от приступов самостоятельно

Паническая атака: симптомы, признаки, как избавиться от приступов самостоятельно

Подробнее
Кормление грудью. Наполняя любовью или формируя зависимость?

Кормление грудью. Наполняя любовью или формируя зависимость?

Подробнее
Почему «Репка» - это сказка для взрослых. Смыслы сказки с точки зрения психоанализа

Почему «Репка» - это сказка для взрослых. Смыслы сказки с точки зрения психоанализа

Подробнее