«Буллинг» - новое слово, и вы, скорее всего, с ним не знакомы до тех пор, пока ваша семья не столкнется с травлей напрямую.
Эмоции… Шок, злость, обида, отчаяние и другие, нередко мешают родителям адекватно оценить тяжесть ситуации и разобраться, что происходит, куда обращаться, что и как говорить ребенку, и как беседовать с обидчиками.
Когда мы говорим про школу, тема буллинга касается не только наших детей, но родителей и учителей.
Итак, давайте разбираться, что такое буллинг.

Травля, запугивание, задирание, буллинг (от англ. bullying) – агрессивное преследование, издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один агрессор, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями (по материалам Википедии).


Что такое буллинг в школе и как его распознать


Определение буллинга

Буллинг в школе – это систематическая, целенаправленная агрессия (психологическая или физическая) со стороны одного или группы учеников против другого ученика, которому сложно противостоять из-за неравенства сил. 

Ключевые признаки буллинга – это длительность, намеренность, желание причинить боль и унизить жертву, а также отсутствие раскаяния у агрессоров. Буллинг (травля) может проявляться в виде оскорблений, угроз, порче вещей или физическом насилии. 


Отличия буллинга от обычного конфликта

·   Системность и продолжительность: буллинг – это не единичная ссора (конфликт), а повторяющееся агрессивное поведение. 

·   Неравенство сил: жертва (кого «буллят» находится в заведомо уязвимом положении и не может противостоять агрессорам. 

·   Направленность: в ситуации буллинга агрессия направлена на причинение вреда и унижение конкретного человека (или группы лиц). 

 

Формы буллинга в школьной среде

1. Физический буллинг – это применение физической силы, такой как толчки, пинки, удары или порча вещей.

2. Психологическая травля, оскорбления или вербальный буллинг – издевательства, оскорбления и унижения с помощью слов, например, обидные прозвища.

3. Социальная изоляция и/или игнорирование – направлен на то, чтобы изолировать жертву от коллектива, группы, например, через бойкот.

4. Косвенный буллинг – создание психологического напряжения, при этом зачинщики остаются «в тени», что затрудняет выявление агрессора.

5. Сексуальный буллинг – сексуальные домогательства или унижения сексуального характера. 

6. Кибербуллинг – это использование интернета и мобильных устройств для издевательств, например, распространение слухов или видеозаписей.


Первые признаки, что ребенок сталкивается с травлей

Первая группа признаков может быть связана с эмоциональными проявлениями, когда ребенок (подросток) жалуется на страх, тревожность, беспокойство или вы сами наблюдаете, что эмоциональный фон ребенка резко изменился в худшую сторону.  

Кроме этого, ребенок после школы может быть злым, раздраженным или расстроенным, или неожиданно проговорить о своем нежелании идти в школу.

Вторая группа признаков связана с изменениями в поведении: отказ говорить о школе или избегание любых разговоров про школу, причем ранее ребенок с радостью рассказывал про школу; отказ ходить в школу или нежелание посещать определенные уроки; частые задержки или пропуск занятий в школе без уважительных причин. Сюда можно отнести вспышки агрессии, злости, немотивированные капризы.

Третья группа признаков – физиологические. Ребенок жалуется на появление частых головных, желудочных болей, тошноты (рвоты) без объективных причин. Также вы замечаете на теле ребенка синяки, ссадины и царапины, которые ребенок не может объяснить.

Четвертая группа признаков – изменения в отношении ребенка к самому себе.

Вы замечаете резкое понижение самооценки, жалобы на себя, негативные мысли «Я – плохой», «Меня никто не любит», «Я никому не нужен», «Я всегда один».

Пятая группа признаков – социальные.

Ребенок довольно общительный, а стал отказываться от взаимодействия с одноклассниками или другими детьми; потерял интерес к любимым увлечениям и хобби. В речи ребенок нередко проговаривает обвинения в адрес других детей. 


Буллинг в школе: алгоритм действий для родителей


Как родители могут заметить проблему

Беседы с ребенком:

Если вы заметили, что с ребенком «что-то не так» постарайтесь поговорить с ним: «Я вижу, что ты стал немного другим (у тебя часто плохое настроение, ты не хочешь идти в школу и т.д.). Давай поговорим об этом?

Наблюдение за эмоциональным состоянием:

Вы наблюдаете, какие чувства проявляет ребенок и какой они интенсивности (закрывается ли он в комнате и плачет, стал ли замкнутым и молчаливым, уходит от общения).


Что делать родителям, если ребенок стал жертвой буллинга

1.    Поддержка и принятие чувств

Когда родитель (родители) дают время, пространство для того, чтобы ребенок мог выразить свои чувства, без страха быть отвергнутым и непонятым.

Можно употреблять слова: «Я с тобой», «Я разделяю твои чувства», «Я рядом».

2.    Сбор фактов.

Вы подробно собираете информацию у классного руководителя и/или других учителей, социального педагога, педагога-психолога школы.

Уточняете детали случившейся ситуации, собираете факты, опрашиваете тех детей, которые были свидетелями буллинга.

3.    Поддерживаете и оказываете помощь ребенку в триаде «родитель(семья) – классный руководитель – школьный психолог».


Чего не стоит делать родителям

1. Не обвинять ребенка – «Ты сам виноват, не нужно было так себя вести».

2. Не игнорировать проблему – «Потерпи, скоро они от тебя отстанут», «Ничего страшного, ты сильный (сильная)».

3. Не действовать агрессивно в ответ – «Ты что, не можешь за себя постоять!»

4. Не обесценивать чувства ребенка – «Она просто тебя обозвала несколько раз, не обращай внимания!», «Почему ты плачешь из-за такой ерунды!».


Алгоритм действий для учителей и школьных психологов

Роль педагога в профилактике буллинга

1. Создание безопасной атмосферы в классе – обсуждения, проведение классных часов, внешкольных мероприятий и при необходимости оказание помощи в решении конфликтных ситуацией.

2. Формирование культуры уважения – встречи, мастер-классы на тему развития навыков общения, запрет на унижение личности и достоинства ребенка (детей) в любой форме.

3. Взаимодействие с семьями учеников, проведение совместных мероприятий с детьми и родителями, рааспространение в родительских чатах информации о вреде буллинга и рекомендаций по его профилактике.


Действия учителя при выявлении буллинга

1. Индивидуальная беседа с «жертвой» и свидетелями буллинга для сбора полной и достоверной информации о случившейся ситуации.

2. Консультирование, беседы с «агрессором» с целью обнаружения глубинных причин буллинга.

3. Сотрудничество со шкоьным психологом – обсуждение результатов диагностики, обсуждение результатов проведенных занятий и динамики развития отношения между «агрессором» и «жертвой».

4. Взаимодействие с родителями обеих сторон с соблюдением позиции «независимого эксперта», беседы с родителями о вреде буллинга не только для «жертвы», но и для «агрессора».


Поддержка школьного психолога

1. Индивидуальная работа с ребенком – «жертвой» буллинга по выражению эмоций и переживаний; обучение техникам самопомощи в стрессовой ситуации; обучение навыкам конструктивной коммуникации и т.д.

2. Групповые программы по развитию эмпатии, по развитию навыков конструктивного выражения злости, по развитию эмоционального интеллекта с детьми, которые столкнулись с буллингом (все стороны).

3. Психологическая работа с классом в целом, с подключением классного руководителя и родителей.


Как предупредить буллинг в школе


Профилактика травли среди школьников

1. Психологическое просвещение среди учеников в виде бесед, встреч, мастер-классов, проигрывании различных ситуаций, распространения буклетов, брошюр, презентаций по тему буллинга в школьной среде.

2. Психологические занятия по развитию эмоционального интеллекта.

3. Проведение психологических дней, недель в школе, посвященных теме буллинга.

4. Проведение классных часов, внутришкольных мероприятий на тему буллинга.


Совместные усилия родителей и школы

Активное сотрудничество и взаимодействие в форматах: «классный руководитель – семья», «классный руководитель – школьный психолог – семья», «семья – школа». 


Когда стоит обращаться за профессиональной помощью

1. Чрезмерная тревожность, фобии у ребенка.

2. Появление психосоматических симптомов и их нарастание.

3. Игнорирование и замалчивание ситуации кем-либо из школьного среды: классного руководителя, психолога, администрации, родителей другой стороны.

4. Нежелание ребенка обращаться к кому-либо из школы за помощью.


Буллинг – это серьезная проблема, которая требует к себе пристального внимания.

В буллинге есть три роли: жертва, агрессор и свидетель. Негативные последствия травли возникают у всех трёх групп участников.

Самые тяжёлые последствия травли проявляются у жертвы. Чаще всего травля приводит к тому, что жертва теряет уверенность  в себе. Также это явление может приводить к психосоматическим заболеваниям, self-harm и может выступить причиной суицида.

Страдают свидетели, получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой.

Опыт насилия деструктивен и для личности агрессора. Этот опыт приводит к огрублению чувств, ограничению возможностей для глубоких и близких отношений, в конечном итоге – к деструктивным, асоциальным чертам личности и социальной изоляции. У него разрушаются механизмы формирования близости с другими людьми, ему труднее создать доверительные и теплые отношения с партнёрами и родственниками, в том числе собственными детьми.

Только совместные действия родителей и учителей могут помочь нашим детям справиться с ситуацией буллинга, чтобы сохранить психическое здоровье, уверенность в себе и в собственных силах.