Что такое сепарация и зачем она нужна?


В психологии сепарацией называется процесс отделения от родителей. Он длится с рождения до 18-20 лет. В некоторых случаях даже у взрослых людей сепарация может быть не завершена. Отделение означает изменение структуры детско-родительских отношений: из иерархических, где дитя занимает зависимое положение, они переходят в формат партнерских.


Взросление личности и отделение от значимых взрослых происходит на протяжении нескольких лет. Цель сепарации – обретение автономии, как в материальном плане, так и в психологическом.


Отделение от значимых взрослых можно сравнить с таинством рождения. Когда малышу перерезают пуповину, он становится отдельным человеком, пусть пока и зависимым. Сепарация – это метафорическое перерезание пуповины.


Как происходит отделение от родителей?


Сепарация от родителей происходит в несколько этапов, начинаясь в младенческом возрасте и заканчиваясь в юношеском. 

1. Ранний возраст - 1, 2, 3 года.

В первые годы жизни ребенок находится в слиянии с родителями. Постепенно он предпочитает совершать действия сам, например, есть ложкой.  В каком возрасте можно увидеть первые признаки отделения от родительских фигур?


1 год – это время, когда девочки и мальчики пытаются «уйти» от мамы: они уползают, пытаются вставать, изучают предметы. Взрослым важно не навредить попытками помочь, но обеспечить безопасность.


Только к 3 годам, когда наступает кризис, ребенок начинает понимать свою отдельность от взрослых. В этот период нужно поощрять стремление к самостоятельности, поощрять попытки что-то делать без чужой помощи, оставлять право на ошибку. 


2.Дошкольный возраст с 4 до 7 лет

Ребенок попадает в социум (детский сад), учится выстраивать отношения с людьми. Как помочь пройти сепарацию дошкольникам: позволить малышу решать спорные моменты самостоятельно (например, конфликтные ситуации на детской площадке), обучать осознавать свои чувства и справляться с ними.


3.Младший школьный возраст 7-11 лет

Ребенок приобретает большую самостоятельность в учебном процессе. Помимо общения с друзьями и игр у него появляется новый вид деятельности. В идеале в детские обязанности входит выполнение домашних заданий без посторонней помощи. Ребенок должен нести ответственность за результат своего труда. В этот период выбор друзей становится более осознанным, а родители уходят на второй план.


Как провести сепарацию: направлять, подсказывать, поддерживать, если что-то не получилось, давать ребенку дополнительные обязанности (помыть  посуду, вынести мусор, помочь принести пакет из магазина).


4.Подростковый возраст ( 12-17 лет)

Подростковый период – самый сложный этап обретения автономии. Ребенок требует признания своей свободы и независимости, протестует против давления и назиданий.


Если родители признают право подростка на личное пространство, сепарация проходит без проблем. Бунт, обесценивание, желание поступать по-своему – это нормальное состояние для подростка.  Важно не унижать его, а дать возможность опытным путем исследовать жизнь, совершая ошибки.


5.Юношеский возраст 17-19 лет

В это время молодые люди ищут опору в себе. Они учатся полностью осознавать, что несут ответственность за свои поступки. Особенно это качество важно для будущих мужчин.


Особенности сепарации от родителей в детском возрасте 


Родителям следует подчеркивать равенство между собой и ребенком, уважать стремление к взрослости, оставлять право на ошибки, быть терпимыми к поискам смысла жизни своего чада.

Как проходит сепарация на практике и что включает в себя:


1.      Отрицание.


Ребенок понимает, что родители не идеальны. Происходит своего рода разочарование в значимых взрослых. Человек обесценивает родительский опыт, вместо него формирует свою систему ценностей.


2.      Самостоятельность.


Ребенок стремится решать задачи без помощи и подсказок родителей. Попытки помочь воспринимает как нарушение границ, вторжение в частную жизнь, нежелание уважать личный выбор. Чужой опыт человек отрицает, предпочитая набивать свои шишки.


3.      Самопознание.


Ребенок делает шаги к взрослости, формирует представления о себе и мире на основе собственных представлений. Главный вопрос: «В чем моя уникальность?». В этот период бывает сложно понять, где собственные суждения, а где чужие. 


4.      Эксперименты.


Ребенок ищет близких по духу людей, выбирает разные увлечения, хобби, читает книги. На этом этапе дети пробуют наркотики, алкоголь, увлекаются экстремальными видами спорта. Такой способ проживания жизни – один из этапов самоидентификации.


5.      Взаимоотношения с противоположным полом.


Подросток изучает не только свой внутренний мир, но и интересуется жизнью других людей. В этот период завязываются романтические отношения.


6.      Групповая принадлежность.


Один из этапов становления личности – умение формировать отношения. Ребенок переносит вовне паттерны поведения, которые он видел в семье. Человеку важно чувствовать свою принадлежность к группе, ее поддержку, одобрение.  На первый план выходят не родители, а одноклассники, ребята из спортивной секции или студии, товарищи во дворе.


Скорость сепарации зависит от темперамента, особенностей характера, семейных обстоятельств. Один человек спокойно уезжает после окончания средней школы, другой тревожится даже в зрелом возрасте от отсутствия рядом значимых фигур.


Подростковая сепарация: критический период становления личности


separaciya-podrostka.jpg


Любые изменения происходят, когда для этого есть условия. «Подросток воспринимает родителей другим глазами. Он видит немолодых, уставших, совершающих ошибки людей.  Так происходит процесс отделения» - считает Людмила Петрановская. 


Взрослые болезненно относятся к теме сепарации ребенка, когда функция родительства является ведущей и единственной в их жизни. Они воспринимают отвержение и обесценивание со стороны ребенка как личный неуспех.


В это время внутри личности подростка наблюдается конфликт: встречается любовь к родителям и разочарование.  Это доставляет им дискомфорт и страдание.  Подросток перестает рассказывать о себе. Он закрывает границы.  Теперь его опора – это он сам и друзья.


В ситуации подростковой сепарации родители мало на что могут повлиять, потому что речь уже идет не о зависимом человеке, а о полноценной личности. Им невозможно управлять, как раньше.


Эксперименты над телом и внешностью – обычное дело. Волноваться стоит, когда дело доходит до самоповреждений. Подросток чувствует себя отвергнутым, уязвимым и подавленным. В такой ситуации родителям стоит проконсультироваться у специалиста. Он предложит техники работы с детско-родительскими отношениями, даст рекомендации.


Признаки успешной сепарации


Завершенная сепарация – это обоюдный процесс, который зависит от родителей и ребенка в равной степени. Для взрослого человека препятствием может стать болезнь кого-то из членов семьи, необходимость в уходе и присмотре. В остальных случаях единственное препятствие  - это личностная незрелость.


Даже в ситуации жизни с родителями на одной территории человек способен сохранять автономию. В то же время психологического отделения может не произойти,  даже если человек переехал в другую страну или родители умерли.


Существуют несколько критериев, по которым можно определить, успешно ли человеку удалось сепарироваться. К ним относят следующие:

    • отсутствие необходимости в одобрении со стороны значимых взрослых;
    • представления о себе формируются на основе собственных представлений и опыта;
    • способность и желание обеспечивать себя материально и нести ответственность за свою жизнь;
    • отсутствие ожиданий по отношению к родителям (желание компенсации за обиды):
    • умение выбирать (работу, учебу, отношения, круг общения); 
    • отсутствие тревоги, ненависти, чувства вины перед родителями.


Стремление разорвать отношения, уехать говорит о незавершенном процессе сепарации. При благополучном варианте человек смотрит на родителей с позиции равного. Умение видеть реальность без иллюзий, ожиданий и претензий к миру является тестом на взрослость, что значит прохождение всех этапов взросления.


Здоровая сепарация происходит на нескольких уровнях:

    • эмоциональном;
    • ценностном;
    • функциональном.


Психологическое (эмоциональное) отделение предполагает умение самостоятельно выбирать путь в жизни, несмотря на реакцию значимых взрослых.  


Ценностная сепарация предполагает, что человек сам формирует систему ценностей и моральных принципов и следует им. 


Функциональное отделение от родителей состоит в умении человека позаботиться о себе. Сюда входит материальное обеспечение, отдельное жилье, еда, одежда, навыки самообслуживания.


Заключение


Без отделения от родителей человек не может жить полноценно. При непройденной сепарации он все время возвращается в детство, ждет компенсации, поддержки, ищет помощи даже во взрослом возрасте. Главная цель сепарации – формирование умения распоряжаться своей жизнью и нести за нее ответственность без иллюзий и ожиданий.

Напоминаем: при трудностях с сепарацией ребенка или подростка всегда можно обратиться за консультацией к психологу. С помощью нашего сервиса вы сможете подобрать подходящего специалиста.